Театр «Русская антреприза» им. А. Миронова


Санкт-Петербургский театр «Русская антреприза» имени Андрея Миронова был основан 1 ноября 1988 году  Рудольфом Фурмановым. Но история его театра началась задолго до того дня, когда были сочинены и подписаны первые учредительные документы, и Мария Владимировна Миронова «разрезала голубую ленточку, перед входом в историю театра имени его сына».

Так получается, что история театра «Русская антреприза» имени Андрея Миронова — неотъемлемая часть истории русского театра. И это не пустые слова запутавшегося в датах театрального историка. Она началась задолго до официального открытия театра 1 ноября 1988 года и охватывает собой весь период творчества Рудольфа Фурманова — первого настоящего театрального антрепренера в постсоветской России. Она включает в себя жизнь и творчество великих артистов, с которыми работал антрепренер. И которые по праву составляют и историю, и славу его театра.

За время служения сцене Рудольфу Фурманову, первому из российских театральных деятелей, удалось воссоздать в русском послереволюционном театре (после издания декрета о национализации театров в 1919 году) подвижный принцип театральной антрепризы, в разное время собиравшей в спектакли и концертные программы лучших артистов страны.

Николай Симонов и Аркадий Райкин, Андрей Миронов и Сергей Филиппов, Владислав Стржельчик и Алиса Фрейндлих, Анатолий Папанов и Евгений Леонов. Иннокентий Смоктуновский и Юрий Яковлев, Евгений Лебедев и Михаил Козаков, Вадим Медведев и Валентина Ковель, Константин Адашевский и Ольга Лебзак, Людмила Чурсина, Николай Трофимов, Юрий Яковлев, Зиновий Гердт, Олег Басилашвили, Михаил Ульянов, Валерий Золотухин, Василий Лановой, Светлана Крючкова, Элина Быстрицкая, Юлиан Панич, Николай Караченцов, Владимир Татосов, Константин Райкин, Юрий Никулин, Георгий Товстоногов, Марк Захаров — гении русской сцены, ушедшие и ныне здравствующие настоящие театральные звезды на протяжении нескольких десятилетий, благодаря Рудольфу Фурманову, регулярно гастролировали по стране с оригинальными концертными программами. Именно они по сути и составляли первую, неформальную труппу Фурманова и несомненно скорректировали будущее его театрального дела на удачу. Они протянули связующие нити от великой истории русского театра — к молодому театру. Они стали его ангелами-хранителями и его крестными отцами. (Портреты этих артистов составляют сегодня целую театральную экспозицию в театре им.А.Миронова. Пройдя её, можно познакомиться с уникальными страницами из истории жизни не только самого театра «Русская антреприза» им.А.Миронова, но и неизвестными эпизодами целой театральной эпохи русского театра).

1 ноября 1988 года слово «антреприза» (франц. entreprise), означающая театральное предприятие, созданное и возглавляемое частным предпринимателем - антрепренером, стало, благодаря Рудольфу Фурманову, именем собственным.

Прообразом «Русской антрепризы» имени Андрея Миронова была «Концертная студия театральных актеров» имени Андрея Миронова, созданная 1 ноября 1988 года и в 1991 году окончательно обретшая статус театра имени Андрея Миронова. (В мае 1991 года к 50-летию со дня рождения артиста был создан спектакль-концерт «Белеет мой парус…» с участием: Марии Владимировны Мироновой, Нины Ургант, Евгения Лебедева, Юрия Яковлева, Владислава Стржельчика, Николая Караченцова, Татьяны Догилевой, Михаила Мишина, Алексея Германа, Фаруха Рузиматова, транслировавшийся Петербургским телевидением в прямом эфире).

Являясь сегодня первым в России контрактным театром, театр «Русская антреприза» имени Андрея Миронова избрал не западную модель антрепризы, в течение нескольких лет осуществляющую и эксплуатирующую одну-две постановки, а соединил в себе достоинства европейского принципа негосударственного самофинансируемого театра с особенностями русской дореволюционной контрактной труппы и широкими художественными возможностями регулярного репертуарного театра.

Чтобы оценить по достоинству основание в Ленинграде нового театра, сегодня надо помнить по крайней мере три вещи. Во-первых, свободное рождение нового театра в конце 80-х годов прошлого века в России было явлением исключительным. Во-вторых, присвоение новому театру имени современного артиста, — деяние по тем временам уж совсем невозможное, если не легкомысленное. Не Горького ведь, не Пушкина, — Андрея Миронова! Обретшего бешеную популярность совсем не за роли Жадова и Клаверова на театральных подмостках, а за легкомысленный «шансон» в кино, И, наконец, в третьих. Подлинной жизни любого театрального организма знатоки отводят, меньше кошачьей жизни - всего десять лет.

Универсальность актёрской личности Андрея Миронова (чьё имя, с согласия его матери, М.В. Мироновой, не случайно избрал для себя театр), соединившей в себе целые направления в театральной эстетике, сотканной из каскадной феерической буффонады и водевиля, всех этих Флоридоров и Фадинаров, изящной и заразительной лёгкости концертных эскапад и пронзительного драматизма русской классики, фильмов И. Авербаха и А. Германа, — с самого начала позволило новому театру не ограничивать себя в репертуарных пристрастиях, ориентируясь прежде всего на «мироновское мироощущение».

В 1995 году режиссёр Влад Фурман вместе с актёрами Валерием Дегтярём и Татьяной Кузнецовой осуществили тонкую сценическую интерпретацию киноповести Ингмара Бергмана «Сцены из супружеской жизни», сыгранную более 100 раз и сошедшую со сцены лишь 8 апреля 1999 года. Успешная сценическая судьба была и у  спектакля Фурмана «Скандал в Пассаже», созданного по мотивам сатирических произведений Ф.Достоевского (1996 г.), премьера которого, как и «Сцен супружеской жизни» состоялась на сцене театра им.В.Ф.Комиссаржевской.

В течение первых 8 сезонов театр создавал спектакли, не имея собственной сценической площадки, выступая на сценах петербургских театров, неоднократно гастролируя по России и за рубежом.