Театр на Моховой


Каждый театральный вуз, как известно, должен иметь свой учебный театр — площадку для первого выхода студентов на сцену, для их боевого крещения. Но далеко не каждому учебному заведению повезло так, как Академии театрального искусства. Ее Учебный театр — один из памятников архитекторы Санкт-Петербурга, бывшее Тенишевское училище, с 1922 года в здании на Моховой улице работал первый в мире театр для детей — ТЮЗ. Когда через сорок лет здесь обосновался Учебный театр, сразу стало понятно, что необычный зал, сцена-арена, фойе и даже стены излучают особую энергию творчества, бережно аккумулированную временем.

На Моховой улице начиная с XVIII века строились аристократы — Строгановы, Воронцовы, Скавронские, Шуваловы. Позднее тут полюбили селиться писатели, поэты, музыканты: близость к Невскому, к Фонтанке и Летнему саду и в то же время уют и малогабаритность Моховой обеспечили ей искреннюю привязанность жителей. Дома, соседствующие с Учебным театром, проектировались и застраивались известными архитекторами Монигетти, Шретером, Бенуа, Лидвалем.

Здание Учебного театра имеет не менее богатую историю, чем особняки-соседи по Моховой. В самом конце XIX века князь В.Н. Тенишев (блестяще образованный предприниматель, музыкант, коллекционер, ученый-этнограф, социолог, математик, меценат) велел снести жилой дом, чтобы на его месте возвести здание для частного коммерческого училища. Архитектором стал гражданский инженер Р.А. Берзен, оригинально соединивший стеклянной галереей два корпуса. В строительство Тенишевым был вложен огромный по тем временам капитал — более миллиона рублей.

Без преувеличения можно сказать, что добрая половина ленинградских актеров делала свои первые шаги в Театре юных зрителей под чутким руководством замечательного режиссера и театрального деятеля А.А. Брянцева, мемориальная доска в честь которого украшает фасад театра на Моховой. Первое знакомство многих юных ленинградцев с драматическим театром произошло именно здесь. Театр всегда был полон детьми, и эта его особенность тоже не канула в лету: несмотря на академизм зрительного зала, выдержанного в стиле северного модерна, он и сегодня свободно дышит юностью.

В 1962 году ТЮЗ торжественно переехал на Пионерскую площадь. И вот тогда было принято решение о передаче этого здания Ленинградскому государственному институту театра, музыки и кинематографии, легендарному ЛГИТМиКу, ныне — Академии театрального искусства. Студенты могли только мечтать о таком театре. Спектакли, которые рождались на свет иногда на втором-третьем, иногда на четвертом курсе, они показывали в студенческих классах и на Малой сцене, которая расположена в здании Академии напротив, на Моховой, 34.
Но когда появился свой Учебный театр со зрительным залом на пятьсот мест, с уютными фойе, с буфетом и, главное, со сценой-ареной, практически не имеющей кулис, — это стало настоящим событием. Студентам предстояло встретиться с многочисленной театральной публикой, которая теперь могла приобрести билет в кассе, а не только с традиционными «папами-мамами», радостно посещавшими все спектакли в аудиториях и на Малой сцене. В корне менялись ощущения будущего артиста, его взаимоотношения с партнерами и публикой становились качественно иным.

Что такое учебный спектакль в жизни театрального вуза? Не только сдача экзамена по мастерству и основание для выдачи диплома о высшем образовании. Это важнейший этап в подготовке будущих деятелей сцены, способ формирования творческой личности, первая встреча с театральным зрителем, ради которого студент и учится, не жалея сил, в течение долгих пяти лет. Выйти на эту сцену непросто: необходим значительный багаж мастерства и технических умений и убедительное репертуарное предложение. Каждый курс обязан хотя бы один раз выйти на эту сцену, чтобы продемонстрировать и подтвердить профессиональную оснащенность будущих выпускников Академии.

Объективная трудность жизни Учебного театра заключается в том, что в задачи руководителей курсов входит не только и не столько создание высокохудожественного произведения, сколько полноценная реализация целей учебного процесса. Каждый студент должен получить роль, и не проходную, не эпизодическую, а желательно главную, яркую, дающую возможность проявить свой творческий потенциал. С учетом численности современных актерских курсов (примерно двадцать пять человек) становится понятно, как непросто решать мастерам репертуарные задачи. И тем не менее это им удается. Иногда даже с блеском, когда постановки Учебного театра становятся подлинным событием театрального сезона Санкт-Петербурга.


Учебный театр являл и до сих пор являет собой тип, пожалуй, самого современного сегодня театра, своеобразного театрально-концертного центра, в котором органично сосуществуют несколько разных трупп: пять–шесть драматических, эстрадная, музыкального театра, театра кукол. Отличие его от любых центров подобного рода — это исключительно молодые творческие силы. Учебный театр позволяет заглянуть в завтрашний день отечественного театрального искусства, разглядеть тенденции ближайшего будущего, познакомиться со следующим поколением театральных артистов. Сюда каждый май на декаду дипломных спектаклей приезжают руководители театров со всех концов России, здесь охотно бывают художественные руководители театров Санкт-Петербурга, а нередко и Москвы, которые заинтересованы в притоке свежих актерских сил.
Этим обстоятельством определена пестрота афиши Учебного театра, в которой кукольное представление для малышей соседствует с постановками по сложнейшим произведениям мировой классики, пластический спектакль — с эстрадным концертом.

В репертуаре Учебного театра довольно давно появились концерты. Особенно часто они игрались студентами-эстрадниками и будущими актерами музыкального театра. Концерт позволяет студенту предстать в самых разных ролях, абсолютно несхожих сценических обстоятельствах в каждом из номеров.
Сегодняшние актерские курсы факультета актерского мастерства и режиссуры, как правило, предъявляют за пять лет обучения до восемнадцати учебных работ, что зависит от интенсивности работы мастерской. Часть из них идет на Камерной сцене (в аудитории), часть на Малой сцене и часть — на Большой сцене Учебного театра на Моховой.

Спектакли факультета театра кукол — желанные гости в Учебном театре. Сцена-арена особенно сложна для кукольников, работающих с ширмой, здесь каждый раз нужно искать особенный технологический подход. Но опыт появления кукольников на Малой и Большой сценах показал, что эта практика имеет для студентов огромное значение, а маленьким зрителям дает редкую возможность попасть на спектакль совсем молодых людей. Вошел в историю спектакль курса основателя факультета театра кукол М.М. Королева «Маргарита» (по роману Булгакова «Мастер и Маргарита», 1980). Кукольники играют здесь спектакли и для детей, и для взрослых.

Особенными проектами считаются те спектакли, которые создаются усилиями сразу нескольких факультетов. Над постановкой работают одновременно будущие режиссеры, актеры, художники-постановщики и художники-технологи, театроведы и театральные продюсеры. Собственно, так создается модель будущего театрального строительства, которым через несколько лет станут заниматься сегодняшние студенты.

Спектакли Учебного театра часто принимают участие в петербургских, всероссийских, региональных и международных фестивалях. Они получают высокие награды и премии, гранты на новые постановки. Достижения студентов Академии театрального искусства становятся известными и в России, и в Европе, и во всем мире.

В Учебном театре на Моховой проходит множество важных мероприятий, связанных с проблемами обучения в театральной школе. Юбилейные даты Академии, мастер-классы крупных театральных педагогов, ежегодный международный вокальный фестиваль «Поющая маска», Всероссийский фестиваль театральных школ «Сцена. Слово. Речь», фестиваль детских театральных студий «Рождественские встречи на Моховой» и другие стали органичной составной частью деятельности Учебного театра. Эти мероприятия поддерживают Министерство культуры Российской Федерации, Комитеты по культуре, по науке и высшей школе, по молодежной политике и связям с общественными организациями Правительства Санкт-Петербурга. Театр на Моховой полюбили и жители Центрального района, Администрация которого проводит здесь важные встречи с ветеранами и блокадниками. Именно здесь проходит первая встреча абитуриентов с руководством Академии — ежегодный День открытых дверей, День знаний для первокурсников каждое первое сентября.

Сегодня уже редкие театральные старожилы вспоминают, что Учебный театр на Моховой двенадцать лет стоял на ремонте. Это трудное время Академия пережила мужественно, но, конечно, с потерями: далеко не всем студентам удалось выйти на большую сцену, ощутить мощное дыхание зрительного зала. Зато какой радостью светились студенческие лица, когда в 2001 году театр на Моховой открылся! Обновленный, архитектурно изящный, начиненный современной световой и звуковой аппаратурой, он сохранил свои исторические черты. Театральный купол собрал великие голоса прошлого, каменные стены дышат историей, которую впитали за сто с лишним лет. А в зрительный зал по мраморной лестнице с ажурными перилами весело шагают молодые зрители, шурша театральными программками, — там напечатаны пока еще неизвестные имена. Но как знать, может быть всего через несколько лет о них заговорит вся Россия.

Школа и театр — явления неразрывные, обогащающие друг друга. Связующим звеном между ними является Учебный театр, который выводит будущих актеров к публике.